страхованиеКогда кредитный продукт подразумевает страхование (к примеру, залога), банковские учреждения зачастую нарушают потребительские права клиентов, позволяя выбирать им страховую фирму из весьма ограниченного списка. Ослушавшись рекомендации банкира, заемщик обычно получает отказ в выдаче ссуды. Попробуем выяснить, из-за чего так происходит.

Посетил банковское отделение, подал заявку на кредит, представил все запрашиваемые бумаги, прошел проверку на платежеспособность и для страховки залога по ссуде выбрал компанию из списка, предлагаемого банкирами. В таком случае у заемщика существенно больше шансов на одобрение кредита в финансовой организации, чем у человека, решившего обратиться к сторонней страховой фирме.

На это есть причины. Одна из них состоит в том, что часть банков может зарабатывать на «нужном» выборе заемщика. Порой тарифы у страховщиков-партнеров банковского учреждения выше среднерыночных, поэтому сотрудничество страховых компаний и банков оплачивается из кошелька кредитуемого.

В уставе всех коммерческих организаций написано, что главная их цель – прибыль. Постыдного в этом ничего нет, живем ведь при капитализме. Но когда происходит агрессивное навязывание конкретного страховщика и ограничение прав заемщика на работу с другими страховыми фирмами, с этим нужно бороться.

Бороться с навязыванием страховой организации можно путем написания жалобы в Роспотребнадзор, обращения в ФАС, которая, помимо прочего, занимается пресечением нечестной конкуренции, или подачи судебного иска на финансовую организацию, нарушающую ваши права.

Отстоять права клиенту будет сложно, поскольку очень нелегко доказать, что ему не одобрили ссуду из-за нежелания выбрать страховщика из банковского списка. По закону кредитные учреждения вправе не раскрывать клиентам причину неодобрения ссуды. Поэтому они могут в любой момент придумать множество поводов для отказа заемщику.

Но это совсем не значит, что у клиента отсутствуют шансы восстановить справедливость. К примеру, в 2011-ом ФАС России сумела доказать в суде, что имел место сговор между страховыми компаниями и банком КРК. Отвечать за такие действия участникам сговора приходится штрафами.

Другой способ противодействия – обратиться в другую банковскую структуру. Банковский рынок сегодня в этом отношении достаточно конкурентный, поэтому можно взять заем в другом месте. Избежать подобной ситуации также можно, если действовать по следующей схеме: сначала выбрать страховщика, а затем узнать у него, с какими кредитными организациями он взаимодействует, и обратиться к ним.

Кроме того, не все банки навязывают страховую организацию с целью максимально нажиться на заемщиках. Иногда клиенту даже выгодно поступить в соответствии с советами банкиров относительно выбора страховщика. Ведь прежде чем аккредитовать определенную страховую фирму, кредитная организация тщательно проверяет ее, а также других своих потенциальных партнеров, их финансовые показатели. Нельзя забывать, что речь идет о страховании залогов, здоровья заемщика, его жизни, а все это оказывает влияние на возвратность кредита.

Также клиенту надо понимать, что, заключая договор со сторонним страховщиком, срок рассмотрения заявки на выдачу кредита может увеличиться. Поскольку банку потребуется время на проверку организации, выбранной клиентом. И если фирма вызовет сомнения, то не избежать отказа в получении ссуды.

Так или иначе, выбор у заемщика всегда есть: послушать банк или нет. Просто надо взвесить все плюсы и минусы, а также постараться убедиться в добросовестности кредитора. Сделать это можно, например, путем изучения тарифов на страховом рынке и сравнения их с предложениями партнеров банка.